«Капитал» Маркса с Дэвидом Харви | Лекция 2. Обмен

уменьшение стоимости основного капитала

хотелось бы узнать кто из вас прочитал те две главы так а кто не прочитал больше так не делайте как я уже подметил ранее при рассмотрении каждого отдельного раздела старайтесь вникнуть в его основной посыл потому что таким образом вы сможете проложить себе четкий путь сквозь повествование нашем последнем занятии мы имели дело с первым разделом первой главы и я посоветовал вам разложите ее на очень простые и составные части примерно таким образом маркс начинает с товара как основы его исследование капиталистического способа производства [музыка] тайна меновой стоимости заключается в том что значительная неоднородность присущая потребительной стоимости так или иначе оказывается сопоставимой соизмеримой поэтому маркс утверждает что за меновой стоимостью кроется нечто объясняющая эту пропорциональность и этим нечто является понятие стоимости и он определяет это как общественно необходимое рабочее время для того чтобы быть общественно необходимый труд распространяется на нечто что должно быть при длительной стоимостью для кого-то каким образом маркс переключается на потребительной стоимости и теперь мы видим стоимость как совокупность двух составляющих потребительной и меновой стоимости в концепции общественно необходимого рабочего времени теперь если вы спросите себя каково строение следующих двух разделов она выглядит следующим образом маркс сосредотачивается на рабочем времени автор уже различает то огромное разнообразие рабочего времени что могло быть потрачено на самом деле это что он называет абстрактным трудом таким образом здесь он использует концепцию упомянутую в первом разделе делит ее и говорит и так общественно необходимое рабочее время имеет две стороны конкретный труд и труд абстрактные и он поясняет разницу между ними но в итоге имеется лишь один трудовой процесс может показаться что один трудовой процесс совершается конкретно а другую абстрактно но это не так нет тут только один трудовой процесс и он имеет двойственный характер он конкретен и в то же время абстрактен вопрос в том как мы узнаем сколько абстрактной стоимостью заключено в товаре который вы произвели и ответ на этот вопрос вы найдете в тот момент когда абстрактный и конкретный труд объединяться в момент обмена и так сейчас мы рассмотрим обмен этот способ которым обмен порождает проявления стоимости ведь мы знаем что стоимость это общественное отношение вследствие чего оно бестелесно и так из обмена следует что мы получаем двойственность относительные и эквивалентные формы стоимости эти формы стоимости в конечном итоге сливаются в конец этого длительного и на мой взгляд несколько туманного третьего раздела в мысль о том что существует способ выражения стоимости и это выражается в форме денежного товара вам необходимо захватить эту мысль в следующий раздел денежный товар что-то скрывает а именно общественное отношение и следующий раздел посвящен той особенности при которой мы имеем общественные отношения между вещами и материальные отношения между людьми теперь вы можете лицезреть определенный образец всплывающие в самом характере данного аргумента происходит разворачивание происходит расширение аргумента и на самом деле если вы посмотрите на логическую структуру аргументации в капитале вы увидите что она находится в постоянном развертывание конечно классический метод мышления гегелевской логике это тезис и антитезис синтез но это не моменты синтеза это моменты снятия противоречий которые необходимо расширить и рассмотреть поближе в этом первом разделе мы встречаем утверждение различие между абстрактным и конкретным трудом но теперь мы расширяем его отсюда приходит понимание того как процессы обмена производят представление стоимости в денежном товаре деньги это всеобщий эквивалент как он вырезался итак вы видите как этот процесс представления разворачивается в капитале но конечно в каждом подобном моменте он собирается сделать много других соображений это если хотите является некой скелетообразной структуры аргумента и поскольку эти элементы встроены то что мы видим является постепенным расширением не только в пределах этой линейной схемы но также в ширь он идет от весьма узкой концепции товара до более и более и более широкой концепцией работая через эти разные элементы поэтому давайте углубимся во второй раздел на 132 страницы маркс делает очень скромное заявление цитирую я был первым кто указал на этот двойственный характер труда содержащийся в товарах поскольку этот момент имеет ключевое значение для понимания политэкономии он требует дальнейшего разъяснения это как бы попытка вежливо донести до того момента пока классическая политэкономия никогда не делала этого развлечения она глубоко ошибалась я же сделал правильный шаг поскольку это различие является основополагающим итак первая часть рассматривает конкретный труд и во многом это аналогично тому как он смотрит на неоднородность потребительной стоимости он рассматривает огромную неоднородность конкретных трудовых процессов при производстве различных предметов рубашек и обуви яблок и груш и тому подобного используются различные навыки и различное сырье и следовательно сам процесс труда неоднороден то есть это не просто производства неоднородных продуктов вы также являетесь свидетелями неоднородных процессов пряжа и плетение производства обуви и выпечка хлеба требуют разных навыков так что неоднородность просто колоссальное поэтому он тщательно изучает эту неоднородность процессе однако он делает шаг чтобы расширить свой аргумент и этот шаг я думаю имеет важное значение мы найдем его в самом низу страницы 133 он говорит труд будучи создателям потребительной стоимости является условием человеческого существования которая в свою очередь независимо от каких-либо форм общество как правило вы не обнаружите подобных изречений от маркса в капитале потому что он в первую очередь интересуются именно тем как происходит дело при капитализме но тут он говорит потребительной стоимости должны быть произведены вне зависимости от общественные организации он пишет это вечное естественная необходимость что последует обмен веществ между природой и человеком исследователь на самой человеческой жизнью на этом моменте мы вводим идею взаимообмена между природой и человеком затем эту идею мы интегрируем в анализ он не обращает на это особого внимания в капитале но в данном случае он говорит нет такого способа которым вы можете исследовать весь этот процесс не учитывая взаимообмен между человеком и природой и он продолжает пояснять это товарные тела представляют собой соединение двух элементов вещества природы и труда за вычетом суммы всех различных полезных видов труда заключающихся в сюртуке холсте и так далее всегда остается известный материальный субстрат который существует от природы без всякого содействия человека человек в процессе производства может действовать лишь так как действует сама природа то есть может изменять лишь формы веществ то есть он должен действовать в соответствии с природы вы можете лишь изменить форму вещества более того в самом этом труде формирование он постоянно опирается на содействие сил природы труд есть отец богатство как говорит уильям петти земля его мать это гендерная метафора довольно распространена начиная с 17-го века поэтому маркс повторяет то что осталось там от просвещения но заметьте вот что вещественное богатство не тоже самое что стоимость вещественное богатство это общее количество потребительной стоимости доступные вам стоимость этих потребительных стоимостей может варьироваться различными способами товар может иметь для кого-то высокую потребительную стоимость очень малую стоимость связи с малым количеством трудозатрат или он может иметь очень низкую потребительную стоимость и много трудозатрат так что отношения между богатством и стоимостью не являются одинаковым для всех так что марксова концепция богатство касается материальной совокупности потребительных стоимостей доступных на затем он делает некоторые дополнения этот неоднородный труд содержит небольшую загадку различные навыки различные возможности для производительности разных рабочих и мы должны взглянуть на то что он пишет на следующих двух страницах он говорит что дабы ему совершенствовать его анализ он должен найти меру стоимости и и таймера и будет называться как он пишет на 135 страницах простой средний труд этот простой средний труд непостоянен маркс указывает что он носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи тем не менее для каждого определенного общества он есть нечто данное такие моменты будут частенько присутствовать маркса в целях анализа я предположу что простой средний труд это абстракция стоимость затем я перейду к вопросу о навыках и квалифицированном труде сложный труд означает только возведенный в степень или скорее помноженный простой труд так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого затем он добавляет опыт показывает что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно он не говорит какой опыт нам это показывает это на самом деле очень спорный аргумент и он подпадает под название сведение сложного труда к простому во многих исследованиях маркса и это создает определенные трудности для людей использовавших марксова теория стоимости я хочу предупредить о том что данный отрывок скрывает нечто проблематичное то что является предметом некоторых споров в области изучения марксизма поэтому я собираюсь задать такого рода вопрос такой опыт показывает что это сведение происходит и как это происходит и мы столкнемся с некоторыми примерами где найдем ответ в нижней части параграфа он пишет ради простоты в дальнейшем изложении мы будем рассматривать всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу это избавит нас от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому как я уже подметил это стратегия которую маркс временами используют он бьет по проблеме говоря о кей я признаю проблему и собираюсь упростить ее в целях аргументации не буду останавливаться на ней а продолжу идти дальше на страницах 136 и 137 он начинает уже больше говорить об абстрактных свойствах труда он переходит от рассмотрения конкретного в том числе рассматривая отношение к природным особенностям и вопросы квалификации и переходит к более конкретному анализу абстрактной страны этого довода он также обращает внимание на временную продолжительности труда на то как оно работает между страницами 136 и 137 он замечает что возрастающей массе вещественного богатство может соответствовать одновременно понижения величины его стоимости величина стоимости зависит от продуктивности работника высокопродуктивный работник может произвести большое количество благ весьма быстро они могут работать меньше часов этому на самом деле величина стоимости которую они производят может быть очень низкой зато количество вещественного богатство может быть огромным опять же он подчеркнет это различие между материальным богатством и стоимостью и далее он указывает что когда изменения в производительности труда влияет на вещественное богатство оно не обязательно затрагивает стоимость мы рассматриваем случае когда это так но тем не менее изменения производительности не связано непосредственно с преобразованиями стоимость это приводит нас к концу 137 страниц и к определению что всякий труд есть с одной стороны расходования человеческой рабочей силы в физиологическом смысле и в этом своем качестве одинакового или абстрактно человеческого труд образует стоимость товаров всякий труд есть с другой стороны расходования человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости это означает что если для производства пальто нужно столько-то часов и вы производите 10 пальто то величина стоимости 10 если создадите 15 пальто то 15 но стоимость пальто остается одинаковой стоимость пальто остается одинаковой затем маркс переходит к разговору о том когда стоимость пальто и снижается и поэтому уже потом говорит об изменении производительности раздел 3 форма стоимости или меновая стоимость опять же что мы видим является вступительной речью определяющий характер вопроса и маркс на нравится обсуждение объективности товаров и того что хотя у них имеются объективные качество тем не менее продолжает он на странице 138 в прямую противоположность чувстве на грубой предметности товарных тел стоимость не входит ни одного атома вещества природы далее он продолжает но если мы припомним что товары обладают стоимостью лишь постольку поскольку они суть выражения одного и того же общественного единство человеческого труда то их стоимость имеет поэтому чисто общественный характер то для нас станет само собой понятным что и проявляться она может лишь в общественном отношении одного товара к другому это немного странно в том смысле что маркс говорит что стоимость товара не существенно ни одного атома вещества природы не входит в стоимость товара основополагающая идея маркса стоимость бестелесно но объективно это не очень вписывается в представлении о марксе как ником грубом материалисты для которого все должно быть своего рода установленным и материальным а если что-то не материально то она не что перед нами его фундаментальная концепция стоимости стоимости которая бестелесно но объективно и оно бестелесно потому что является общественным отношениям вы можете видеть общественные отношения имеют ли общественные отношения yota атомы или молекулы вы никак не увидите их но пока мы лишь знаем что социальные отношения объективны между вами и мной есть общественные отношения и вы можете посмотреть что происходит в комнате и сказать ok здесь мы имеем общественные отношения между преподавателем и учениками и вы можете обсуждать это может быть это повлияет на вашу оценку и все такое но вы не можете измерить все это в плане атомов и движения и вы не найдете молекул плавающих в воздухе вы получаете знания скажем так из моего мозга в ваш или откуда-то еще это не так это не материально но объективно маркс говорит стоимость бестелесно и объективно это общественное отношение которое объективируется в товаре и данный процесс объективации безусловно также является объективации процессов вещи в связи с общественно необходимым рабочим временем таким образом процесс объективируется в вещи то как он объективируется в вещи является предметом значительного интереса и далее как товар выражает это стоимостное отношении объективно как вещь и ответ маркса таков вы не можете подойти допустим к этому столу и проанализировать его получить химический состав и все остальное вы никак не можете узнать принадлежащую ему стоимость вы узнаете его стоимость лишь как достал включен в обмен с другим товарам позже он будет использовать понятие тяжести в качестве аналогии в действительности очень сложно взять камень разломать его и отыскать в нем тяжесть как таковую вы найдете его тяжесть лишь если сопоставить его с другим камнем какое-то отношение между телами в общем оно бестелесно но объективно и так это фундаментальная концепция маркса и необходимо чтобы вы усвоили ее сначала поэтому если кто-то говорит о’кей маркс лишь очередной и скучный материалист у которого нет да с чего это его фундаментальная концепция твердит abyss телесности но объективности и бестелесность это конечно общественно необходимое рабочее время но чтобы выяснить что такое общественно необходимое рабочее время вы должны иметь форму проявления на странице 139 он вновь делает скромное требование нам предстоит здесь совершить то чего буржуазная политическая экономия даже и не пыталась сделать именно показать происхождение этой денежной формы то есть проследить развитие выражения стоимости заключающегося в стоимостном отношении товаров от простейшего едва заметного образа и вплоть до ослепительной денежной формы вместе с тем исчезнет и загадочность денег затем следует по моему мнению довольно скучное объяснение того как это все работает мы можем просто перейти к основной линии аргументации чтобы рассмотреть очень важные опять же кажущиеся малозначащие вещи такие как отношение к природе которая теперь будет встроено в довод выглядит он так у меня есть товар я не знаю его абстрактной стоимости я пытаюсь узнать ее чтобы иметь меру абстрактной стоимости в моем товаре вы имеете товар поэтому я говорю хорошо я собираюсь измерить стоимость абстрактную стоимость моего товара в сравнению с вашим товаром вы имеете эквивалентную форму я относительную если бы мы были в бартерной сделке вы бы имели относительную форму по отношению к моему эквиваленту существует столько же эквивалентов сколько и товаров также столько же относительных форм стоимости сколько и товаров другими словами я выясню сколько стоит этот стол лишь тогда когда он будет обмениваться на другой товар то есть ваш труд и будет являться мерой абстрактного труда затем он добавляет окей что происходит в момент когда у меня есть обувь но вы не нуждаетесь в ней а тем временем я хочу вашу рубашку в итоге мне удается обменять обувь на рубашку а вы в свою очередь торгуете меняете обувь на что-то и это продолжается и продолжается или можете представить кого-то кто сидит скажем с консервами тунца при условии что он единственный у кого есть банки с тунцом и каждый хочет обменять свой товар на эти консервы поэтому внезапно они оказываются очень значительными следовательно они могут быть обменены уже на несколько товаров маркс тщательно разбирает эти различные формы и в конечном счете мы наблюдаем кристаллизацию идеи о том что имеется один товар как всеобщий эквивалент один товар становится всеобщим эквивалентом для всех обменов и этот товар мы называем денежным товаром и наиболее очевидным для рассмотрения является золото есть несколько поправок которые нужно говорить по этой теме и маркс предпринимает эту попытку несколько раз чтобы это произошло обмен должен стать обобщенным то есть тем что маркс называет обычным общественным актом это не просто с чайный обмен обмен должен быть обобщен и систематично если же он таковым не является тогда маловероятно что золото станет всеобщим эквивалентом но какими мы видим действия маркса здесь это сильно отличается от положения классической политэкономии он говорит что денежная форма возникает из обменного отношения она не появляется откуда-то снаружи дело не в том что кому-то просто взбрела идея сказать о а давайте создадим деньги конечно нет деньги возникают по марксу из простых актов обмена которые постепенно расширяются до такой степени что распространяются на все общество теперь интересный вопрос исторически ли это вывод или логический такой вопрос частенько возникает при чтении капитала и вам следует задуматься над этим в 19 веке существовала такая тенденция интерпретировать маркса как совмещающего исторически и логически доводы думаю большинство людей знакомых с работами в области археологии и антропологии и истории и прочих наук скажут что нельзя рассматривать это как исторический аргумент здесь слишком много символических систем таких как монеты и так далее вращающихся вокруг разных видов исторических и археологических при отсутствии четких отношений обмена такого рода поэтому вероятно лучше не рассматривать это как исторический аргумент но я считаю надо смотреть на это так маркс фактически создает логический довод о взаимосвязи между денежной формой и товарным обменом и в историческом смысле это значит что хотя существуют всевозможные системы которые можно назвать монетарной системой обмен ракушками цифры и так далее в то время как существуют всевозможные системы такого рода парящий вокруг до такой степени капиталистический товарообмена обобщается и поэтому конвертирует все эти формы во взаимосвязь между товарной и денежной формами в этом смысле мы могли бы сказать логикой капитализма вслед за капиталистической системой скажет что поскольку обмен распространяется и становится нормальным социальным актом это значит что деньги и товар и непременно будут за двигаться именно в такие отношения не взирая на первоначальную форму денежной системы но в таком случае имеется несколько деталей по поводу данного аргумента я хочу обратить внимание на отдельные особенности языка что по моему мнению немаловажно на 142 страницы и не он пишет о человеческом труде вообще цитирую недостаточно однако выразить специфический характер того труда из которого состоит стоимость холста человеческая рабочая сила в текучем состоянии я часто обращал и буду обращать внимание на то как марок сконцентрируется на текучести вещей человеческая рабочая сила в текучем состоянии или человеческий труд образует стоимость но сам труд не есть стоимость стоимостью он становится в застывшем состоянии в предметной форме через объективацию опять же мы имеем отношения процесс вещь и она постоянно скрывается от нас и вы постоянно будете встречать отрывки где маркс подчеркивает это но в таком случае есть нечто странное в том как эти относительные эквивалентные формы стоимости работают вместе и он выделяет три особенности 1 обозначена на странице 148 первая особенность бросающаяся в глаза при рассмотрении эквивалентной формы состоит в том что потребительная стоимость становится формой проявления своей противоположности стоимости это ваша потребительная стоимость являющиеся эквивалентом моей относительной стоимости и это та самая потребительная стоимость это не общность это лишь потребительная стоимость и нам никогда не удастся избежать этого противоречия что определенная потребительная стоимость в конце концов это будет золото станет формой проявления своей противоположности стоимости резуль этого на странице 149 маркс начинает говорить о том как это происходит и здесь вы видите предтечу рассуждение о фетишизма он пишет так как относительная форма стоимости товара например холста выражает его стоимостное бытие как нечто совершенно отличное от его тела и свойств последнего например как нечто сюртука подобное то уже сама это выражение указывает на то что за ним скрывается некоторое общественное отношение в разделе посвященном фетишизм у мы будем рассматривать случае того как вещи скажем так скрываются но здесь он как бы говорит это скрытие уходит корнями в логическую взаимосвязь сложившуюся между товарами их денежными выражениями и чуть дальше следующего абзаца он пишет отсюда загадочность эквивалентной формы поражающая буржуазно грубый взгляд экономиста лишь тогда когда эта форма предстает перед ним в готовом виде так деньги затем он начинает слегка побивать классиков политэкономии за их ошибки в начале 150 страниц и он пишет тело товара служащего эквивалентом всегда выступает как воплощение абстрактно человеческого труда и всегда в то же время есть продукт определенного полезного конкретного труда определенный конкретный труд производит золото но золото должно быть выражением абстрактного человеческого труда следующие особенности внизу страницы и так вторая особенность эквивалентной формы состоит в том что конкретный труд становится здесь формой проявления своей противоположности абстрактного человеческого труда и за ней 3 третья особенность эквивалентной форме состоит таким образом в том что частный труд становится формой своей противоположности то есть трудом у в непосредственно общественной форме вы можете лицезреть все противоречия вытекающие из этого выражение стоимости особый товар особая потребительная стоимость создаваемое при особых условиях труда которая в принципе может быть присвоена любым индивидом в то же время она может быть общим выражением всего мира товарного производства противоречия для примера вам нет необходимости совершать частное присвоение если золото наш денежный товар если золото и единственный товар являющийся центром этого всего то кто является производителем золота можно вспомнить забавное время в конце 1960-х годов когда двумя самыми значительными производителями золото на мировой арене были советский союз южная африка капиталистический блок был от этого не в особом восторге имею ввиду что ссср южная африка могли фактически испортить всю систему золотого стандарта заполняй рынок вивчари да еще понимаете таким образом одна из причин а точнее одна из многих причин по которой мы перешли в коне металлической денежной системе начиная с семидесятых была в том что в вашингтон и лондон ok прочие силы решили что они не больше использовать золото в качестве основы в связи с политической ответственностью лежащий перед ними таким образом те противоречия которые маркс описывает здесь скорее всего проявиться в специфичных формах то контролирует денежное обращение кто контролирует потребительную стоимость каковы условия труда что происходит как случилось в 1848 году когда в калифорнии внезапно обнаружили золото она буквально вылилось на мировой рынок что произошло когда испанцы в шестнадцатом семнадцатом веках отправились в южную америку украли все золото у инков и затопили им всю европу создавая велит на инфляцию тот факт что конкретный товар обладает способностью быть всеобщим эквивалентом создает проблему как бы простая взаимосвязь между особенностью быть всеобщим и особенность состоит в качестве меры всеобщности напряженность противоречия денежные противоречия встречаются повсюду в дальнейшем анализе на странице 151 он указывает кое-что еще на маловажное для обмена очень любят цитировать аристотеля и он приводит слова аристотеля о том что если что-то обменивается в этом обмене должен иметься какой-то вива ленд однако аристотель еще не мог додуматься до теории трудовой тоимости почему нет из-за рабстве отсутствовала такая вещь как свободный рынок труда итак приступим видел кое-что очень важное в природе обмена экономики в целом а именно принцип эквивалентности это не обязательно значит что существует эквивалент фаз между людьми речь идет об эквивалентности где-то в самой системе которые указывают вот это эквивалентно вот этом и этот принцип эквивалентности очень важен для понимания того как работает рынок на странице 155 говорится обмен не может иметь место в без равенство равенстве fda собственности это очень важна для функционирования рынков теперь то что происходит когда этот всеобщий эквивалент и всё более и более присутствует в аргументации состоит в следующем он указывает в конце 155 страниц и скрытое в товаре внутренняя противоположность потребительной стоимости и стоимости выражается таким образом через внешними противоположность то есть через отношения двух товаров которому один товар вот стоимость которого выражается непосредственно играет роль потребительной стоимости а другой товар тот в котором стоимость про посредственно играет роль лишь меновой стоимости то есть то что мы видим является началом возникновения того что будет иметь решающее значение для аргументации внутренняя противоположность в товаре между потребительной стоимостью и стоимостью в конечном итоге выразиться во внешнем противоречие между товарным миром примером денежным эти два мира внезапно становятся отделенными друг от друга и как только они отделены от они могут противостоять друг другу другими словами вы уйдете от вам принял противоречие к внешнему потенции противоположности и заключительная часть состоит в том как расширенная форма товара превращается во всеобщий эквивалент поэтому это значит что деньги становится выражением денежный товар становится выражением стоимости на 160 страниц и он говорит наконец один особенный вид товара получает форму всеобщего эквивалента потому что все другие товары и делают него в материалом для своей единой всеобщие формы стоимости теперь обратите внимание на следующие предложения в той самой степени такой развивается форма стоимости вообще развивается их противоположность между двумя ее полюсами относительной формы стоимости и эквивалентной формой это приводит нас в заключительный раздел от денежной форме здесь мы рассмотрели то как при обмене абстрактное и конкретное соединяются как относительные и эквивалентные формы стоимости создают определенным образом денежный товар все на приседе как одна из специфических вещей в этом разделе то что написано в совершенно другом стиле имею ввиду что в прошлом разделе маркс со своей бухгалтерии довольно скучен понимаете это равно этому а это равняется этому в данном же разделе мы имеем маркс скажем так с оборотнями и разными тайнами и прочной здесь уже совсем другой слог в связи с этим многие люди на самом деле рассматривают это как некий посторонний аргумент в капитале что-то неважное происходящие в стране в связи с этим они недостаточно тщательно это отмечают когда речь идет об основной теории которую маркс вложил в капитал остальная часть и вовсе не уделяют особого внимания этой основной теории и рассматривает отдел а фетишизм и как некие марксовой золотой самородок и даже расширяют его до какой-то великой литературной социальной теории и прочим думаю важно будет осознать что маркс перенес этого второе издание из приложения когда работал над третьим разделом он слегка переделал их и вставил во второй раздел и это был вполне осознанный шаг это также многое говорит о писательской техники маркса чувствуют себя вполне комфортно перескакивая от одной темы к другой и он сочетает свой литературный стиль с тем что хочет донести и так один из вопросов который мы должны задать какое место этот вопрос занимает в его теории я думаю что он уже частично раскрывается разговорами о том как вещи скрываются как всё становится таинственным так вещи зарываются мы не можем уловить что происходит что существует осложнения противоречия между денежной формой и всеобщим эквивалентом что по сути должен функционировать в качестве 1 эти отношения уже созданы таким образом что они становятся предметом точно также как происходит с другими частями аргументации они становятся предметом изучения идей которые скрыты здесь внезапно становится предметом общее аргументации что его здесь интересует это две вещи во-первых это разгадка тайны товарного фетишизма которым повседневная чувственность превращается во что-то как он описывает а 163 страницы чувственно сверхчувственное он пишет на 135 продукты труда становятся товарами вещами чувственно сверх чувственными или общественными теперь загадочный характер товара как выражается маркс возникает из его общественного характера в конце 164 страницы у пишет следовательно таинственность товарной формы состоит просто в том что оно является зеркалом которое отражает людям общественный характер собственного труда как вещный характер самих продуктов труда общественные свойство данных вещей чуть дальше это лишь определенное общественное отношение самих людей которые принимает в их глазах фантастическую форму отношения между вещами затем он проводит параллели с религией и продолжает это я называю фетишизмом который присущ продуктом друга или скоро они производятся как товары и который смотритель на не отделим товар на производство это неотделимость от производства товара чрезвычайно важно она подразумевает что фетишизмом это не то от чего вы можете попросту отмахнуться и дело не в сознании дело в том как товары производятся и обмениваются он объясняет в самом низу страницы что является ключевым моментом другими словами частные работы фактически осуществляются как звенья совокупного общественного труда лишь через те отношения которые обмен устанавливает между продуктами труда при их посредстве и и между самими производителями поэтому последним производителем общественные отношения их частных работ кажется именно тем что они представляют собой я самом деле запомните это что я представляют собой на самом деле то есть непосредственно общественными отношениями самих лицевых труде напротив личными отношениями лиц и общественными отношениями вещей теперь аргумент в некотором виде достаточно прост люди при капитализме не связаны между собой непосредственно как люди они связаны друг с другом через множество продуктов которые они встречают на рынке но когда мы выходим и норовят и задаем вопрос почему эта вещь стоит вдвое дороже чем это то с чем мы сталкиваемся является выражением общественного отношения которое по мнению маркса имеет отношение к стоимости общественно необходимым рабочим временем каковы последствия этого существует ряд последствий во первых мы можем знать об условиях труда всех людей которые работали чтобы предоставить завтрак на ваш стол мы не можем этого знать это так запутанно так поверхности ну а так отдаленно когда вы берете исходные данные выходящие из других данных которые в свою очередь вышли из третьих уголь и из которого сделана сталин из которой сделан трактор миллионы людей вовлечены в приготовлении нашего завтрака и возникает вопрос откуда же взялся наш завтрак мне нравилось начинать уроке географии с такого вопроса куда взялся наш завтрак просил поразмыслить над этим первый ответ был таков из супермаркета ну нет дружище парни немного глубже что вы знаете о людях которые его произвели и когда пошла третья неделя занятие студенты отвечали мне да мы сегодня вообще не завтракали наверное у них просто не кипело не хотелось об этом думать так дело здесь в том что общественные отношения между вещами в посредничают между маме и всем тем что там происходит маркс не делает этой оговорки она лично аня была случае с одним религиозным человеком который знаете проповедовал моральные нормы и все в этом роде хорошие отношения ближнему своему я помогаю людям на улице и так далее я говорю ну хорошо а что с теми кто доставляет тебе завтрак на стол какова твоя моральная ответственность перед ними и ответ был у меня это не интересует так что вот где наша реальная общественная связь с миром труда и на удивление сложно выяснить ок редко удается выяснить что тот или иной продукт был произведён при ужасных условиях труда и поэтому мы должны бойкотировать ту или иную компанию производителя но вы можете видеть насколько невероятно сложно этот мир и как много из того что происходит в мире скрывает от нас как рыночная система так и в частности денежный товар и маркс как бы говорит мы должны противостоять тому как работает этот мир и осознать что явление скрыты от нас рыночные добродетелью и при этом он возвращается к мысли о том что товары объективны они существуют вы не можете пойти в супермаркет и взглянув на салат сказать ей он изготовлен бремя человеческих условиях леонид вы не способны это сделать таким образом у вас нет возможности узнать это если вы откажетесь поймать виноград поставлены из определенного места непременно появится другой наград будто бы произведенный в другом месте затем он идет дальше на странице 166 и говорит следовательно люди сопоставляют продукты своего труда как стоимости и потому что эти вещи являются для них наши вечными оболочками однородного человеческого труда наоборот приравнивая свои различные продукты при обмене один к другому как стоимости люди приравнивают свои различные виды труда один к другому как человеческий труп они не осознают этого но они это делают таким образом у стоимости не написано на лбу что оно такое более того стоимость превращает каждый продукт труда в общественной иероглиф позже говорит он мы попытаемся узнать что значит этот иероглиф но позднее научное открытие что продукты труда поскольку они суть стоимости представляют собой лишь вечное выражение человеческого труда затраченного на их производство составляет эпоху в истории развития человечества но она отнюдь не рассеивает вечные видимости общественного характера труда в чем он здесь говорит так это обобщение процесса обмена глобального мира товаров в ванной структуры и он снова возвращается к идее в том что стоимость ум не вращается вокруг товара называя свою величину стоимости понятия стоимости возникает лишь из всех этих процессов на не предшествует вам мы возникает из них самих стоимость на и соотношение товаров это нечто возникшее именно в капиталистическом обществе именно благодаря капиталистическому обществу возникла трудовая теория стоимости одним из первых кто подкрался к ней был dogs после него целый ряд unilock и прочие люди говорящие и в конце концов мы находим и более зеленые трудовую теорию стоимости риккардо и смита таким образом трудовая теория стоимости существовало до них не всегда возникла одна есть с капитализмом но как мы видели эта теория каковой и и рассматривала классическая политэкономия было о рабочем времени они об общественно необходимым рабочем времени ни было различия конкретного и абстрактного труда всех тех вещей о которых говорил маркс таким образом трудовая теория стоимости точнее ее возникновение было связано с возникновением буржуазной эпохи из этого следует что после уничтожения капиталистической экономики необходимо построение альтернативной теории стоимости альтернативные системы стоимости или наоборот а если вам не нравится капиталистическая теория стоимости и не хотите чего-то еще к вам лучше как можно быстрее стать революционером как это доминирующая форма стоимости о нынешнем общества и как говорит маркс она действует за нашими спинами мы этого не видим не принимаем последствий в итоге мы получаем шизофренические формы стоимости такие как хорошие отношения друг к другу при индифферентности к тому что происходит на рынке затем но натыкаемся на введение в то что также стали очень важном следующей главе внизу 167 страниц и рассказывает о том как пропорции продуктов напомним затем и очевидно эти обмен для отношения постоянно различаются величины стоимости решето не прерывно изменяются независимо от желания предвидения и деятельности лица обменивающихся product and в глазах последних их собственное общественное движение принимают форму движения вещей под контролем которого они находятся вместо того чтобы его контролировать то есть производители кто контролирует систему производители или система контролирует их конечно аргумент что система контролирует человека не принадлежит марксу блё характеризовал еще адам смит в своем термине свободная рука рынка это скрытая рука управляет вещами лица живущие в идеально функционирующим рыночном обществе но имели бы никакого контроля над системой рынок был бы механизмом контроля это было бы скрытая рука рынка которая вела бы нас к великой капиталистической утопии но говорит маркс в рамках рыночной системы страница 168 общественно необходимое для производства продуктов то рабочее время прокладывает себе то через случайные и постоянно колеблющиеся меновые отношения продуктов в частных работ лишь насильственно в качестве регулирующего естественного закона действующего подобно закону тяготения когда на голову обрушивается дом определение величины стоимости рабочим временем есть поэтому тайна скрывающаяся под видимым для глаз движением относительных товарных стоимости через взлеты и падения рынка открытие этой тайны устраняет иллюзию будто величина стоимости продуктов труда определяется чисто случайно но она отнюдь не устраняет вечные формы определения величины стоимости таким образом во всех этих рыночных колебаниях и скрытые руке рынка возникает регулирующий принцип и им является общественно необходимое рабочее время воплощенная в товарах устанавливающая средний обменных коэффициент с другими товарами это будет регулирующий принцип так вот если хотите это первая часть дискуссии о фетишизм и вторая часть начинается сразу после того как маркс привносит это в сферу мысли как мы размышляем о мире когда натуральные показатели говорят это выглядит так когда мы понимаем этот такими понятия фетишизма предполагает что есть глубокое рассмотрение чего то что кажется поверхностным зрение чего то что кажется поверхностным и маркс как-то раз высказывался что если бы сущность лежала на поверхности не было бы необходимости в науке и он пытается возвести политэкономию в науку его намерения серьезны поэтому он пытается отстроить такой аппарат который будет отставать от фетишизма от внешнего вида как это сделать как другие люди подходили к данному вопросу и он выясняет что многие люди не разрешили этого вопроса они были обмануты поверхностное проявление земля но возвращаясь к этой очень важные вещи они кажутся такими каковы они есть на самом деле их внешний вид и просто иллюзии вы действительно ходим на рынок супермаркет мы действительно закупаемся мы платим деньги мы действительно делаем все это и при этом мы наблюдаем за нашими действиями они реальны и вы должны учитывать эту реальность другими словами вы имеете дело с реальностью и в то же время с внутренней структуры ли это известный способ научной деятельности что делает психоанализ если не говорит взгляните внешний вид поведения скрывает кое-что да психоаналитик не сказал бы ну этот агрессивный человек что размахивает ножом просто чувствует себя неуверенно беспокойтесь о нем и его холодном оружии вы убираетесь прочь вы не говорите что это лишь иллюзия вы понимаете что туда что-то происходит и она не является тем чем кажется маркс делают один аргумент собственно от является первопроходцем подобные аргументации к социальные науки я думаю что многие люди переняли у моего эту способность его интересует то как поверхностные проявления были интерпретированы в классической политэкономии на 168 страниц и он пишет размышление над формами человеческой жизни а следовательно и научный анализ этих форм и вообще избирают путь противоположные их действительному развитию но начинается задним числом то есть исходит из готовых результатов процесса развития то есть мы должны понять мир ушко окружает нас мы должны работать в обратном направлении откуда это все пришло таким образом говорит он лишь анализ товарных цен привел к определению величины стоимости только общие денежное выражение товаров дало возможность фиксировать их характер как стоимостей именно это законченная форма товарного мира его денежная форма скрывает за вещами общественный характер частных работ а следовательно и общественное отношение частных работников вместо того чтобы раскрыть эти отношения во всей чистоте продолжая он рассуждает о категориях буржуазной экономики он говорит что образует категории буржуазной экономи это общественно значимого следовательно объективные мыслительные формы для производственных отношений данного исторически определенного общественного способа производства товарного производства поэтому весь мистицизм товарного мира все чудеса и приведения окутывающие туманом продукты труда в при господстве товарного производства все это немедленно исчезает как только мы переходим к другой за for на производство затем он немножко веселиться упоминая робинзона крузо этот персонаж был использован политыко но маме чтобы пофантазировать о том как никто работающий в первобытном состоянии будет решать как регулировать свою жизнь отношение к природе и прочее и div он создал подобный миф на самом деле экономика круза было довольно важным аспектом всего палит экономического теоретизирования маркс немного потешается над этим и подмечает опыт учит его этом наших бензом спасший открыв для крушения часы гроссбух чернила и перо тотчас же как истый англичанин начинает вести учет самому себе другими словами это фантазия была основана на палит экономической жизни ангел старосты занимались фантазированию альбом как разумное существо в естественном состоянии будет регулировать свою жизнь маркс просто посмеивается над этим и говорит он хорошо давайте отойдем от робинзонов ского острова кстати я думаю что экономисты взяли на вооружение нет у на в лапифа им следовало взять моль flinders в том смысле что моль пыль типичный товарный персонаж в любом случае на уходим сербин зонов ского острова и смотря на ситуацию до капитализм life мир личной зависимости в средневековой европы он говорит о трудовой повинности в которой общественное отношение пишет он их частных рабов кажется именно тем чтобы не представляют собой на самом деле то есть но непосредственно общественными отношениями самих лиц в их труде напротив вечными отношения милиции и общественными отношениями еще если вы работаете на помещика вы знаете что отработаете столько-то часов его имени и вот и все понимаете тут имеется отношении личной зависимости тут нечего скрывать все очевидно и он говорит то же самое а патриархальным праве индустрии христианской симон и он продолжает он странице 171 и наконец представим себе для разнообразия союз свободных людей работающих общими средствами производства и планомерно расходующее свои индивидуальные рабочие силы котором общественную рабочую силу это один из редких случаев когда маркс противопоставляет некий утопический социализм социализма научно продолжает все определения робинзонов ского труда повторяются здесь но по общественному индивидуальный масштабе и на 172 страницы он рассуждает что общественные отношения в обществе подобного типа будут прозрачно ясными как производстве так и в распределении и так он говорит о весьма специфической непрозрачные составляющие общественных отношений возникающие при капитализме и противопоставляет их с другими формами производства чтобы подчеркнуть специфику затем он делает несколько комментариев являющихся весьма интересными и спорными для общества товаропроизводителей всеобщее общественно производственные отношения которого состоит в том что производители относится здесь к своим продуктом труда как товаром следовательно как стоимостям и в этой вечной форме частные их работы относятся друг другу как одинаковый человеческий труд для такого общества наиболее подходящей формой религии или является христианство с его культом абстрактного человека особенности в своих буржуазных разновидностях каковы протестантизм до изме и так далее макс выбор бы сказал эту идею чуть позже что капитализм является выражением религиозной веры в то время как маркс как бы говорит вообще-то имена религия является отражением растущих товарных отношений появление теории стоимости прочих вещей что конкретная форма религиозных убеждений какой-то момент движется параллельно с преобразованиями экономической и политической структуры продолжает древние азиатских античных и так далее способах производства превращение от продуктов товар следовательно и бытие людей как товаропроизводителей играют подчиненную роль он говорит о влиянии рыночного обмена на образцы веры эти образцы меры также эффективно газовые в на 173 страницы повинной естественно родовых связей с другими людьми реально непосредственных отношениях государства и подчинена условия их существования нас к ступень развития производительных сил труда и соответственно я ограниченность отношения людей рамками материального процесса производства жизни значит ограниченность всех их отношение друг к другу и к природе затем чуть ниже говорит строя общественного жизненного процесса то есть материального процесса производства сбросит себя мистическая туманная покрывало лишь тогда когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем но для этого необходимо определенное материальная основа общества или ряд определенных материальных условий существования которые представляют собой естественно выросший продукт долгого и мучительного процесса развития а тамарикс с его склонностью к абстрактному теоретизирование говорит о том что идеи и убеждения но свободно рассуждения на эту тему занимают следующие 2 3 страницы конечно есть много разговоров о том насколько мы можем доверять этому но он не ясно как говорит он на странице 175 что он по сути повторяет редукционизм аргумент говорит с носке что определенный способ производства и соответствующие ему производственные отношения одним словом экономическая структура общества составляет реальный базис на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которые соответствуют определенные формы общественного сознания что способ производства материальной жизни обуславливает социальные и политические и духовные процессы жизни вообще так вот это да вот который он изложил во введении к критике политической экономики и он придерживается его в капитале это редакция низкий аргумент который утверждает что начиная с понимания природы трудового процесса а также того куда он развивается как люди организуют свое производство отталкиваясь от этого вы можете судить о политике правовых структурах и так далее вам может не понравиться редакция низкая концепция и может вы не согласитесь с ней но маркс прочно уверен в ней моему мнению концепция довольно внушительно но как и большинство редукционизм аргументов терпит неудачу заняв эту редукционизм скую позицию вы начинаете видеть все эти вещи которые вы не увидели опять же я хочу подчеркнуть сноску на 174 страницы в конце сноска 34 это очень важный момент так как в ней он перебирает то что называет классической политэкономии канавой и он подмечает что вы не должны совершать уже ошибку относясь к теории стоимости трудовой теории стоимости как вечные непоколебимой форме общественного производства это историческое явление которое той же историей будет низведена классики политэкономии рассматривали ее как нечто незыблемое тут он оговорился поэтому вы возвращаетесь к робинзону крузо что сделало бы физическое лицо в естественной среде тоже самое что сделал робинзон крузо то что буржуазная мысль должна была сделать в семнадцатом веке как он говорит на 174 страницы буржуазная политэкономия пишет он ни разу даже не поставила вопрос а почему это содержание принимает такую форму другими словами почему труд выражается в стоимости а продолжительность труда как его мера величине стоимости труда формулы на которых лежит печать принадлежности к такой общественной формации где процесс производства господствуют над людьми они человека над процессом производства эти формулы представляются ее буржуазному сознанию чем-то само собой разумеющемся настолько же естественным и необходимым как сам производительный труд это весьма разрушительная критика классической политэкономии и в каком-то смысле она была настолько разрушительной что со всеми хлопотами продолжались после маркса экономика должна была найти должна была отказаться от трудовой теории стоимости и разные маржи на листки и экономисты и середины 19 века столкнувшись с этой критикой сказали единственный способ справиться с этим выкинуть на свалку всю теорию стоимости и поэтому мы воспользуемся маржиналистской теории которые знаете имеет совершенно другую концепцию стоимости и экономика перестроена скорее под неё классическую модель нежели ортодоксальную политэкономию и она должна была оказаться на свалке противном случае вы станете марксистом но никто не хотел этого понимаете поэтому классические политыко но мы были отброшены в сторону в основном потому что маркс произвел критику после которые невозможно было .

переоценка стоимости основного капитала

придерживаться их позиции маркс пишет на 176 страниц и до какой степени фетишизм присущей товарному миру или вечная стоимость общественных определений труда вводит в заблуждение некоторых экономистов показывает между прочим скучный и бестолковый споры относительно роли природы в процессе созидания меновой стоимости как меновая стоимость есть лишь определенный общественный способ выражать труд затраченный на производство вещи то само собой разумеется в меновой стоимости содержатся небольшие вещества данная природой чем например в векселе нам курсе и он продолжает разговор о физиократы ческой иллюзии что земельная рента вырастает из почвы они из общества и затем весьма забавно заканчивает говоря о том что сказали бы нам товары если бы могли говорить это собственно товарный фетишизм у кого-то есть какие-либо замечания конечно я не хочу тщательно обсуждать основной тезис маркс это как-нибудь в другой раз я хочу проработать вторую главу поэтому давайте пробежимся по ней данная глава надеюсь не так уж сложно маркс выделяет не условия обмена когда он начинает с утверждение что товары и появляются на рынке сами по себе конечно даст владельца и он воображает себе общество в котором первой странице да вы пишет следовательно товара владельцы должны признавать друг друге частных собственников это юридическое отношение формой которого является договор все равно закрепленным закона на нет есть волевое отношение в котором отражается экономическое содержание этого юридического анализа волевого отношения до носа мимо экономические отношения лица существуют здесь одно для другого лишь как представители товаров есть как товара владельца и как он утверждает мы бросаем взгляд на персонификацию общественных отношений он не собирается говорить о людях он будет говорить о покупателях и продавцах капиталист их и рабочих он будет говорить о людях в ролях гнались будет состоять в том что делают люди в той или иной роли люди могут принимать много разных ролей и можно сказать что мы будем рассматривать ролью они людей был и роли в этом случае строго определены различает индивидов имеющих отношения частной собственности с товаром которым они располагают и торгуемся им при отсутствии какого-либо принуждения существует взаимное уважение к юридическим правом отдельных это между прочим описание правовой политической основы я правильно функционирующих рынков в этом контексте он указывает пишет на 170 девать и страница прирожденный уровне утятницы ира за work всегда готов удлинять только душно но и тело со всяким другим товарам владелец желает избавиться от него батиль желает его приобрести он продолжает все товары суть не потребительные стоимости для своих владельцев и потребительной стоимости для своих не владельцев следовательно они должны постоянно перемещаться из рук в руки опять же этот аргумент исторические специфичен он имеет некоторые отсылки к пруду ну и анархист ским взглядом в основном марксом говорит окей что сделал прудом это взял буржуазное понятие справедливости буржуазное понятие труда и трудозатрат как основу построение альтернативного общество что по мнению аркса было просто нелепом ведь по сути ты берешь чистую форму буржуазного сознания и говоришь вот путь избавления от разного общества и так что мы встречаем дальше это краткое повторение того как происходит та самая кристаллизация денег как он пишет на 181 страница денежный кристалл есть необходимый продукт процесса обмена и исторический процесс расширения и углубления обмена разбивает дремлющую в товарной природе противоположность между потребительной стоимостью и стоимостью раньше мы уже встречали подобную идею теперь он возвращается к ней немного углубляем потребность дать для оборота внешнее выражение этой противоположности ведет к возникновению самостоятельные формы товарной стоимости но не унимается до тех пор пока задача это не решена окончательно путем раздвоения товара на товар и деньги другими словами это опять-таки касается процесса обмена размножающимся порождающего это раздвоение это раздвоение однако предполагает говорит о на 182 страницы что мы имеем дело с частными лицами частными собственниками и что вещи сами по себе внешне для человека и потому отчуждаемых от чуждо им ее в данном случае значит они не являются частью моего существа я могу больно избавиться от них и вы можете свободно избавиться от того что имеете если вы имеете глубокую привязанность к чему тут то вы не сможете избавиться от него но предположение состоит в том что все товары отчуждаются таким образом и в середине страницы он добавляет постоянное повторение обмена делает его регулярным общественного процесса этот всеобщее общественные light прокладывает себе путь через различные общественное устройство 183 страницы он рассказывает о том как по мере того как обмен товаров подрывает свои узко локальные границы поэтому товарная стоимость вырастает материализацию человеческого труда вообще форма денег переходит к тем товарам которые по самой своей природе особенно пригодным для выполнения общественные функции всеобщего эквивалента а именно к благородным металлам золоту и серебру это затем приводит его к некоторым важным размышлениям в конце 184 извиняюсь 185 страниц и мы уже видели что форма денег есть лишь застывший на одном товаре отблеск отношений к нему or всех остальных товаров следовательно тот факт что деньги .

оценка использования основного капитала

являются товаром может показаться открытием лишь тому кто исходит из их готовые формы с тем чтобы анализировать их задним числом это заставляет его немного рассказать о том как деньги могут принимать знаковую форму затем он продолжает в этом смысле каждый товар представлял бы собой только знак знак чего знак стоимости потому что как стоимость он лишь вечная оболочка затраченного на него человеческого труда наверное часто встречаете людей рассуждающих на тему там знаете что нам делать со знаковыми аспектами экономики как знаковая экономика работает и так далее но что маркс открывает здесь это возможность провести такой анализ и это потребует некоторые корректировки и все такое но вы можете впитать этот вопрос свой анализ потому что он очень очень хорошо осознает что самого начала все товары символично символизируют трудовое содержание поэтому в каком-то смысле мы имеем дело символической экономикой однако характер этих символических экономик может быть преобразован и перенесён ему могли бы взглянуть на это с точки зрения современного общества но мы должны быть осторожными при отделении символических качеств от их укорененности в теории стоимости и мы всегда должны возвращать эти символические качество обратно к этой укорененности маркс пишет в конце 186 с тайцем трудность состоять не в том чтобы понять что деньги товар а в том чтобы выяснить как и почему товар становится деньгами это головоломка с которой он играл на протяжении нескольких разделов им образом это приводит дискуссии магическом характере денег на 187 страниц и затем встречаем очень-очень важное предложение в тон строя общества которые мы сейчас изучаем отношения людей в общественном процессе производства чисто от и мистическим вследствие этого их производственные отношения принимают вещный характер независимый от их контроля и сознательно индивидуальной деятельности это проявляется прежде всего том что продукты их труда принимают вообще форму товара ким образом загадкой денежного фетиши есть лишь ставшая видимый слепящая взор загадка товарного фетиши что маркс делает тут это принимает видение адама смита идеально функционирующей рыночной экономики в которой скрытая рука принимает решение нет руководителю нет тех кто командует каждый должен действовать в соответствии с тем что маркс позже назвал принудительными законами конкуренции на рынке тезис снег а состоял в том что индивидуальные мотивации предпринимателей действующих на рынке не имеют значение они могут быть жадными они могут быть щедрыми любыми они могут быть хорошими они могут быть ужасными но в конце концов смит утверждал что наличие независимых людей свободно действующих на рынке следующих своим желаниям и потребностям привело бы к общественному результату который pride последствии невидимые руки рынка содействует благо всех morex принимает этот взгляд и очень важно понять почему капитал является критикой классической политэкономии классическая политэкономия считала что если вы позволите рынку самостоятельно выполнять свою работу всем было бы здорово стоит только вывести государства и сэкономит искоренить этот моно баллистический контроль только вы сделаете это получите общественный порядок что будет невероятно динамичным и справедливыми это утопическая мечта адама смита и риккардо утопическая мечта либеральной теории и продолжает быть утопической мечтой мела в либеральной теории дайте рыбачку свободу и все будет хорошо маркс в этом случае имеет выбор он мог сказать что-либо рынке не работают ведь мы все знаем что есть она поле есть власть и все остро и портящие уничтожающие все так что я даже не стану рассматривать этот утопический проект или он может как он не делает принять и условия этой графической мечты а затем спросить действительно ли это принесет пользу всем и важный тезис выдвигающейся в капитале гласит нет это принесет пользу лишь буржуазии и ее высшим слоям а собирается закабалить рабочих со всех сторон чем ближе вы приступите к реализации этого утопического проекта либеральная теории неолиберальной теории тем больше возрастет социально неравенство тем выше социальной несправедливости и тем хуже дела с экологией и условиями труда так что маркс принимает условия палит экономических дебатов чтобы показать что в своих рассуждениях они ошибаются в отношении результата он будет доказывать это шаг за шагом при этом он собирается ограничиться аргументом о том что классические условия изложены скрытые руки адама смита на самом деле существуют и фактически достигнуты но мы пережили определенные исторические периоды когда люди пытались их достичь например за последние 30 лет маркс пытается деконструировать классическое палит экономическое видение либеральной буржуазии чтобы показать их своей корысти ну это ставит перед ним нами проблему когда мы читаем его анализ мы должны быть очень внимательным говорит ли он реальном капиталистическом обществе или о том обществе в теории о котором мечтал смит и классические политыко но мы иногда эти две вещи и вливаются друг в друга иногда мешают друг другу они должны следить за этим порой он заканчивает говоря вещи которые по сути не являются ложными именно благодаря этой презумпции так что вот так мы закончили я хочу чтобы к следующей неделе вы прочитали главу о деньгах думаете о структуре это довольно трудно глава глава перед которой многие сдаются если вы прочту леру и тии будете молодцами так что увидимся всем спасибо .

Миллиард новостей о полезном
успешное инвестирование, правила инвестирования, виды инвестирования.
анализ фондового рынка, характеристика фондового рынка, инвестиционный фондовый рынок, развитие фондового рынка
финансовые активы, стоимость активов, капитал активов, денежные активы, формула активов
использование капитала, основной капитал, собственный капитал, актив капитала, виды капитала
биржа ценных бумаг, рынок биржи, фондовая биржа, биржа валют, биржа денег.
развитие финансового рынка, мировой финансовый рынок, виды финансовых рынков
рынок облигаций, ценные облигации, доход облигации, виды облигаций
рынок ценных бумаг, виды ценных бумаг, биржа ценных бумаг, портфель ценных бумаг
источники доходов, виды доходов, поступление доходов, доходы рынка, пассивный доход, активный доход
вложение денег, большие деньги, функции денег, заработок денег
рефинансирование кредита, суть кредита, история кредита
качества успешного человека, развитие, привычки, навыки, деятельность
Финансовая грамотность. Формула богатства. Предприниматель. Основатель «Клуба миллионеров». Время миллионеров.