«Маркс: 200 лет завтра». Алексей Цветков. «Великая книга о главной проблеме»

основные источники капитала банка

[музыка] последние два года были годами непрерывных дат и торжеств и юбилеев девятьсот семнадцатый год был юбилеем столетним юбилеем октябрьской революции 900 в 2017 год был юбилеем 100 50 летним юбилеем капитала потому что как раз в шестьдесят седьмом году карл маркс выпустил первый том и этот восемнадцатый год это юбилей самого маркса который родился 5 мая 1818 года и вот сейчас вопрос почему это актуально для нас сегодня вот алексей цветков автор многочисленных книг и комментариев к капиталу но и не только человек хорошо знакомый с тем почему именно марксизм может быть актуален сегодня будет представлять первую часть своего высказывания но поскольку марксистская философия это обязательно философия вопросов то после выступления алексея мы ожидаем от всех кто пришел какого-то высказывания или желание может быть поспорить что то спросить в чем то усомниться потому что для самого маркса это было нормально у меня сегодня такое отчетные немножко выступление о проделанной работе два года назад мы с петербургским издателем водимым назаровым решили переиздавать капитал маркса к 150-летию как раз этой книге но и к юбилею самого маркса двухсотлетнему поди назаров это такой создатель таких известных питерских издательств как азбука амфора а сейчас новые задачи скину протирать пальмира и вот мы поставили перед собой цель сделать такой максимально популярную доступную не очень академическую версию этой книги и вот я принялся за эту работу и в общем мы не ошиблись первый тираж не вышел в конце апреля практически в мае могу сказать начала продаваться вот он разошелся был такой все не обложке как и более конструктивисты сейчас услышал такой другой обложке жгутик обрек non-fiction к выставке сделали такая она у некоторых вызывает восхищение у некоторых возмущения но почти никого равнодушным не оставляет кто-то пишет это какой-то не продающий красный цвет у вас и так далее как бы то здесь есть о чем говорит и да как это было все но несмотря на то что существует несколько альтернативных переводов дай со времен строго я например там есть альтернативный перевод который кому-то нравится больше главное отличие концептуальная которого в том что там слова вверх на центральное основное понятие переведено как ценность они как стоимость у этого есть свои минусы свои и свои там плюсы так переводил еще строго как мы помним но мы воспользовались данном случае более привычным каноническим текстом вот тем самым скворцова-степанова образца тридцать седьмого года который вашего потом в 23 там собрание сочинений что десятого года советская и так далее но перед нами стояла задача какая то убрать это множественное предисловия какие-то по страничные ссылки на другие документы и синие книги с которыми в британском музее работал макс когда все это писал да бесконечное положение рабочего класса были собраны такой был его собственно интернет и тех лет до как-то ужать все это убрать какие-то может быть полемические выводы против всеми забытых сейчас людей которые не так принципиально какие-то статистические отчеты перечисления какая-то детализация вот это вот все число веретен на фабрику конечно и вот за счет этого как-то облегчить и уменьшить процентов на 15-20 этот текст по отношению к советскому объему лету я привлек такого своего петербургского товарища владимира плотникова он как вот выступал в качестве такого редактора и нас все конечно однажды казнят потом за это то что мы сократили этот канон мы это сделали как умели основном он этим занимался ехать самую общую такое рекомендательное руководство здесь и ну вот такая задача стояла передо мной другая 2 написать какой-то максимально актуальное новое предисловие я был уверен что я это сделаю за месяц практически ну просто там что показав читателю что маркс он до сих пор актуален и востребован в чем-то но в итоге я как бы в абсолют оного этой работе занимался этим полгода и у меня получился такой текст объемом 120 тысяч знаков состоящий из двадцати шести частей многие из которых там свою очередь поделены на разные под главы и вот такой такой более журналисткой облегченной версии этого текста с ней можно было да и сейчас ознакомиться на сайте журнала сноб где вот в семнадцатом году когда я над этим работал этот мой текст публиковался как такой сериал он назывался маркс выходного дня там никто не понимал почему в ссн обе должны должен добыть рубрикой маркса выходного дня я не понимал тоже и поэтому с еще большим удовольствием это делал потому что но вообще это очень интересно и я ее тоже люблю когда какие-то вещи это темы реализуются за пределами отведенный им территории ожидаемый я сделал там ужал все это в 15 таких выпусков то есть но вот три с половиной месяца длился этот проект почему вообще так подробно об этом говорю к чему это важно но потому что конечно пока те спали месяце долгий срок и и конечно какие то возникли группы то есть возникли группа читателей в интернете 1 vkontakte 2 диктор читали каждую часть как-то реагировали что-то присылали там категорически возражали наоборот и так далее то есть но какие задачи и оставил там перед собой в этом тексте довольно простые то есть биографическая какая-то ситуация маркса который привела к появлению эти книги до связь этой биографии с истории рабочего движения и вообще с политической истории ситуации назвать какие-то литературные стилистически источники понятно что там есть немного им шекспира и бра диккенса и просторное про готическую новеллы и про другие вещи которые очевидны в капитале если рассматривать и вас такой текста логической точки зрения описать общую структуру так композицию текста писать какой-то категориальный аппарат само собой новаторский то есть который марк собственного дят в этой книге то есть я думаю не нужно объяснять даже таки понять как товарный фетишизм способ производства постоянные переменные капитал и так далее и так далее они вводятся или радикально переосмысливаются по крайней мере в этом тексте определить какую то общая философскую оптику этого текста который капитал отвечает ну а также и может быть это более важно для всех нас рассказать историю прочтения этого текста сначала там русским революционерами как мы помним капитал был сначала на русский язык пиридин подобно все остальные а потом советскими исследователями это с одной стороны а с другой стороны австрийской и немецкой школы марксизма чуть позже французскими новыми левыми вот вся их вот эта знаменитая полемика второй половины двадцатого века вплоть до книги наверное дарида до 90-х годов а марк сид и таллин призраки маркса немножко там я касаюсь какой-то феминистской социальной критики имеющий отсылающий нас капиталу экологической но такие журналы как new leaf три вида вплоть до наших дней вот такая современная рефлексия будь то там какие-то нынешние авторы антонио негри автор теории множеств какая-то левая футурологи от который сих пор отталкивается от капитала там пол мэйсон может быть экономически географ известный дэвид харви у которого есть цикл лекций дали их можно там и читать и смотреть как видео современный культ roll of riddick джеймисон который написал блестящую 2011 году книга капитале как именно философском тексте как о способе мыслить довольно новаторскому пеките немножко хотя пекине марксист совсем но конечно у создает бесценный сашин эмпирический аналитический материал для марксистско выведения подтверждающий но если бы я делал это сейчас вот прошло полтора где года даже моменты этой работы и спела сейчас я наверно почти ничего бы не добавил может быть туда бы вошел какой-то кусок про аксель организм как очень важный такой тоже у поворота современной философии последних там 5 6 лет да вот так сердца низкий манифестов что из него следует сейчас автор манифеста отдельную книгу мир после работы написали и так далее это такой такая тоже форма техно оптимизма которая социального такого тех на оптимизма которая отталкивается от капитала и от марксистского полет экономического анализа как я уже сказал пока этот текст публиковался ежедневной основе еженедельно вполне естественно что я создал какие соответствующей группы для чтения и обсуждения всего этого дела в интернете и тут сразу вот появляется разница между разными социальными сетями то есть их типология да она сразу обнаруживается то есть там группу вконтакте но там что-то 360 человек в ней было и она такой была малоактивная кто-то иногда что-то там выкладывал видео еще что-то группу в фейсбуке за тот же период там сразу три тысячи человек то 10 раз больше другой совсем интерес уровень активности то есть какая-то постоянная дискуссия в этой фейсбук группе вокруг этого каждой части возникает люди публикуют это тексты полемические замечания спорят друг с другом какая-то нет непрерывный разговор очень много людей не из россии подключается который по-русски поэтому создают europass украины кто где находится и все жалуется мне в личку друг на друга что вот этот оппоненты ведь он не настоящий марксист это очевидно совершенно и так далее то есть как бы такая несравнимые вещи вы сразу разница между этим социальных семен проступает в этой работе о чем говорят люди считающие вот сегодня на украшение сегодня год назад это началось и до сих пор а то в каких-то формах продолжается вместе со мной капитал и вот это предисловие эти комментарии к нему какие основные политические узлы здесь завязываются я коротко пройдусь по основным из них и там будет примерно 6 это не будет очень долго я был удивлен насколько современных читателей волнуется поставление оптики капитала логике маркса с различными религиозными и мистическими моделями миру кто-то сравнивал политэкономию маркса там гностицизма мти капитал это такой демиург темный и слепой такой хозяин мира рабочая сила это такая плененный средств на как династических всех утопий запертой который однажды выйдет из-под этого контроля разрушит этот мир демиурга и откроет портал в какой-то новый мир новый и он как у гностиков новую землю под новыми небесами кто-то выстраивал аналогии с иудаизмом да понятно подчеркивает еврейские корни маркса его предков там раввинов настаивая на том что марксизма такая секулярной а версия иудейской эсхатологии сценарий приходом и шаха там до финального разделения то есть такой туда еду без бога для многих во всем читался или с таким законспирированы скрытым богом много такого да там вот каббала цимцум все эти концепции если кого-то всерьез интересует я мог бы отослать здесь не какой-то анекдотической версии этого на вполне серьезной работе который ведет известный такой интеллектуал ели rogues который как раз вот сопоставляет какие-то к баллистическую такую диалектику с марксистской философии и весьма и ряд работ у него легко найти в сети где угодно и посмотреть о том о чем я собственно говорю то есть первый момент это то что очень многим людям современным понять логику капитала гораздо проще через аналогии с известными религиозными и мистическими учениями уже известными их уже из его усвоенными ими но отдельная тема которая всех очень волнует конечно это русофобия маркса насколько она реально распространяется ли она на обществу в целом или касается только там русского царизма империи тогдашний но мы помним да все что первая газета которую сдал маркс рейнская газет она была закрыта по личной просьбе русского царя история то есть все терпели что он там писал кроме того что он писал а руль россию международной политики будет война и каким образом вот марк впервые пострадал от властей как русофоб от немецких причем такой важный интересный факт о тому же вся его героическая реляционная биография начинается и вот это тот же конечно всех очень интригует то есть сразу вспомнили эту историю там царем и высказывание какие-то бакунина в отношении маркса от восторженных до оскорбительных в разные периоды некоторые из них тоже там можно как антисемитские трактовать и переписку маркса естественно с русскими народниками по поводу вероятности и возможности успеха революции в россии да он очень сложно теоретически отвечал на этот вопрос может ли в россии раньше произойти революция чем европе и что она будет значить ну и конечно там вспомнили теме став капитале я вот я сейчас кстати сталкиваюсь что люди пишут но капитал издали ведь в россии так легко цезура пропустил от уж там россия не упоминаются пишу люди которые ну не знаю ничего в россии упоминается в капитале там есть этот момент очень важный где маркс пишет что только при наличии британских менеджеров да возможно какая-то продуктивная деятельность на российских заводов приводит ряд каких-то доказательных там цифр и бума то есть читателей очень волнует модная тема русофобии национальных отношений стереотипов каких то вот соответствующих возникающих но третий момент это наверное если говорить о судьбе текста та самая живая полемика было о том почему там вот бакунин все таки отказался переводить сначала взялся потом бросил в итоге он коммунистический манифест и о том насколько вот там ну то есть вот эти вещи и искажения а вот бакунин бросил переводить потом был каутский который написал пересказ очень внятный так питала насколько там много каутского в этом перестали как все это насколько это оригинально по отношению к марксу до в авторском смысле 4 там том насколько он там право имеете существования или какие-то совсем уже другие черновики то есть степень авторство там каутского маркса во всех этих последующих домах которые выходили после смерти в шестьдесят седьмом году immortal только один в итоге три с половиной насколько соблюден замысел но основные такие претензии к логике маркса до если говорить об этом замеченный мной в работе в этих группах это то что но он недостаточно внимание по мнению многих посвящает услуги сервиса не вполне учитывает их такую самостоятельность экономическую производительность услуги да и возможности извлечения из нее прибавочной стоимости вот это вот открытый такой сложный вопрос связанный с постом с реальными всеми этими теориями да многие современные марксисты на игре но считают что любая коммуникация это в неком широком смысле производительный труд не думаю что маркер с этим согласился но он жил другое время может быть тогда это и было иначе и отсюда неизбежно следовал вопрос о как бы границах между производителем не производительным трудом начиналась вся вот эта полемика и отсюда в свою очередь с неизбежностью следовал вопрос о границах там рабочего класса чем он отличается от просто персонала и отличается ли да просто там от наемных работников что маркс имел ввиду когда писал тома средних классах например и почему всегда во множество числе и употреблял средний класс ну вот то есть вплоть до вот харви о котором я говорил мейс и никаких современных авторов с учетом конечно там и покровского и базарова и гильфердинг да все вспоминали и всю эту коррекцию как-то люди обсуждали учитываю но самым спорным а таким вот самом уязвимом или недоказуемы местом критики маркса признают большинство из них признают саму трудовую теорию стоимости это понятная треугольный камень этого текста то есть она кажется настолько абстрактный умозрительной такой вот смотрите гегель янской что она никак не доказуемо типа и это вопрос веры на что сторонники маркса обычно отвечают что и вся конкурирующие теории предельной полезности какие-то margin аляске и до объяснение стоимости также недоказуемы и если уж выбирать из двух таких вот вверх равно не доказуемых дата для большинства людей наверное лишь наливать наемных работников которые не вдоль явными наверное в так выгоднее верить в трудовую теорию стоимости как потому что она им развязывает руки в политическом смысл просто в их интерес а но есть много сомнений да вот знаменитый заявлены в капитале общемировой тенденции к падению нормы прибыли но и тут сторонники марксов тех той же в дискуссии возражают обычно что вспоминают оговаривает что есть много способов маркс самых называл капитале есть много способов приостанавливать эти тенденции и весь неолиберализм начиная с 70-х годов юная либеральную политику можно рассматривать как такую одну большую планетарную попытку приостановить от процесс общего падения нормы прибыли в суммарном производстве туристическим ну много вопросов вызывают там прогнозы насчет относительного и абсолютного обнищания трудящихся где она кто-то спрашивает на что марксисты возражают том смысле что одно абсолютное обнищание мы можем наблюдать в превращенной форме в феномене вынос и индустриальных производств туда где можно платить значительно меньше там поэтому китай теперь там бангладеш китай стал чуть сложнее подобные вещи а относительно и обнищание относительно внесения но она довольно очевидно пропорционально спорят то есть в смысле пропорции дележа общего пирога очевидно что неравенство растёт повсеместная и внутри нации между нациями и с этим и будет спорить никто это абсолютно подтверждаемый глобальный прогноз максат вопрос чем его объяснять объяснять ли у той логикой которую заявлял маркс и или нет но и вот из таких моментов рефлексии капитала в 20 веке наибольшее недоумение вопросы пожимание плечами в этих вот дискуссиях группах зависит от вперед вызвала одна верно все же такая фрейда марксистская линия связанная с экономикой желаний с пониманием капитализма как системы где люди пытаются из числить оцифровать свое и чужое наслаждение до в цифрах в такой оптики вот прибавочного прибавочный незапланированный нами смысл так который содержится в нашей речи и открывается психоаналитику насколько он подобен и аналогичен там прибавочного труда за счет которого становится возможно прибавочной стоимостью маркса такой вот левый марксистский психоанализ который пытался ответить вопрос почему людям нравятся себя продавать почему это вызывает у них не только протест не только бунт но и массу каких-то совершенно других эмоций в той или иной культурной форме когда это артикулировать нас игра и вот соединение логике фрейда там лака она может быть с одной стороны и маркса его экономической теории с другой она до сих пор конечно рассматривая с очень многими как нонсенс как нечто излишняя и даже раздражающая хотя это ну такая традиция идущие довольно давно уже от франкфуртской школы и вплоть до нынешних там славой жижек а наверное может быть самого такого до модного марксистского психоаналитика с одной стороны высланные кроме него можно назвать но там я назвал бы хорхе алим она дает такой аргентина испанский очень известный теоретик психоаналитик марксист современной кое-что есть по-русски можно найти и с этим ознакомиться вы современный философ ну вот все остальные моменты какой-то современный рефлексии марксизма то есть связь с феминистскими теориями там двойного угнетения и swagger виду прежде всего но и других с какой-то арт практикой до couture стадия с художественным производством да это и free джеймисон и бухло из таких американцев известных постиндустриальной какой-то футурологии тот же был мейсон тигра операциониста которых я говорил то есть все вот эти связи и все вот эти рифмы они такого спора и обсуждения не вызываю по крайней мере вот этих китайских группах моих то есть психоанализ оказался самым проблемным таким полем в этих обсуждениях ну что я еще хотел бы и мог сказать но конечно конечно за все это время пока мы работали я был предисловие сначала честно by вышло потом вышла предисловие в капитале какая-то под влиянием этих дискуссий разговоров это было очень полезно и для меня и надеюсь не только для меня какая-то родилась такая немножко третья версия этого текста уже и несло более журналистки такой чуть упрощенной и местами немножко развлекательный уже и не более такое строгое предисловие вот капиталу который вы здесь видите а некая третья версия текста я тебе все спрашивают какая из никогда не каноническая какую лучше читать для меня не существует понятия я не очень понимаю о чем речь немножко для разной аудитории разные задачи там поэтому чуть-чуть отличается все они по-своему какие-то плюсы и минусы них есть есть стоп есть вот книжка и вот есть издали это в свободном марксистском издательстве недавно совсем отдельная текст этих комментариев третья версия да и ну конечно полтора-два года такой работы я чувствую я немножко увяз немножко как вот как бы увяз в этом тексте и и в этой работе тем более что капитал не самая моя любимая книга у маркса меня гораздо сильнее это всегда вдохновлял его текст немецкая идеология с которого на мой взгляд называю начинается обще марксистская философия как таковая в который мы можем видеть прям как какие-то гегель янские ходы превращаются в нечто принципиально новое чего еще не было принципиально важны другие какие то есть событий во франции 18 маркса партизан не объяснит что происходит как ведется macron позиций так даже если это и так то пожалуйста но как бы это лежит в основе там какой-то социологии даже политологии западные то есть есть какая-то усталость конечно хочется как-то закончить немного с капиталом и поэтому я попытался вот переключиться немного номерки на а мы создали такой public сине марксизму может быть кому-то известные вконтакте вконтакте потому что там проще видео показывает и вот каждый день там что-то показываем начиная с 25 апреля это длится то есть уже более там 9 сот каких-то публикации фильмов отрывков клипов каких-то кино рецензий и так далее еще какое-то время этим будем заниматься попытка создать такой вот идеальный марксистский кинотеатр для левых понятно что такого не было ресурса в российском интернете и начали я им просто пользовался с удовольствием но я был удивлен что его игра в интернете нет что никто не собрал нигде в одном месте как-то не рубрицирования и так далее вот но к чему я об этом у нас другая сегодня тему к тому что и все равно капитал не не оставляет здесь в покое и я начал писать большой текст капитал в кино история кино но не в том смысле в каком например если штейн собирался экранизировать капитал читает джойса он понял как это сделать там взять один день был человека все основные проиллюстрировать хондэ палит экономические виде события этого дня это понятно про это есть фильм клюге немецкие моего показывали там о том как бы это могло быть результатом этого не сделал потому что сталин был против старый дом просто сумасшедший ей что начал делать ивана грозного до [музыка] а в другом смысле я это пишу в очень таком примитивном с одной стороны с другой стороны мне очень нравится от формулировки подход то есть я просто пытаюсь суммировать все фильмы в которых появляется капитал но у нас там единственный запрет естественно это обо всем активным и не показываем советского кино никакого это абсолютно табуированы у нас просто другой формат другие фильмы другое видео потому что но это отдельная тема что такое советский марксизм тоже непростая но мы не хотим даже в нее там лезть и и вот я собираю да там есть какая-то nude известный мою неся на фильм армии преступников где капитал это буквально смысле бомба то есть там внутри него механизм часовой они его проносят она там должно взорваться это очень красиво так вот решена в таком steam панковском духе такая капитал как адская машина сериал американцы которые может быть кто-то видел там 70-е годы там священник дает на школьницы американский священник капитал чтобы она лучше поняла как устроена современное американское общество там предпоследний фильм на чаплина очень известный звуковой как он называется король нью-йорке и там вот это знаменитый момент с мальчиком где король обнаруживает ребенка восьмилетнего который сидит снимать не читает огромную книгу король не спрашивать что-то читаешь чтобы говорит я читаю капитал король поражён говорит ты коммунист ребенка еще больше поражен горит разве обязательно быть коммунистом чтобы читать капитал у них начинается как бы такой вот разговор об этом и потом этот мальчик важнейшую там роль в фильме играет и все это продолжается на карте ские все эти вещи чаплина выгнали из америки то что его подозревали в марксизме а подзывали марксизм и потому что он злоупотреблял словом товарищей на митингах там таких вот духа подъемных митингах против фашизма и так далее the mars volta же уехал то есть весь этот маккартизма этом фильме очень интересной и через этого ребенка читающая капитал через все эти вещи реализованы даже в каких-то последних таких вот со всех совсем тематических вещах там фильме тыкве сколько два или три года он вышел назад да там любовь втроём вообще не про это фильм про свингерские отношения town когда врач говорит пациенту о том что ему необходимо операция то что фатальная вообще ситуация с операцию не сделать ты не будешь просто дальше жить неизвестно почему их не как потом не объясняется камера акцентирует что у врача на столе твой большой черный тон капитал лежит который требует вот такой от нас тоже расшифровки или просто улыбки и так далее ну да то есть я сейчас это делаю это какая-то уже такой смешанная работая из капиталом из истории кино и понятно что когда я это закончу ну я наверно это где-то опубликую в каком-то человеческом журнале ну а пока я надеюсь что я кого-то из вас заинтриговал там своим текстом в одной из трех версий своей работой может быть этим пабликом там можно не только смотреть что-то но и участвовать предлагать пожалуйста мышь какое-то время пока не кончится материал все-таки человечество толку это ограниченное количество фильмов имеющих отношение там клевом марксистской оптики но весьма широкая то есть так можно долгое время этим заниматься как выяснилось я надеюсь что я кого-то заинтриговал и и кто-то как-то на это среагирует прочитает будет участвовать подключиться и так далее так далее конечно быть популяризатором марксизма в россии в 2018 году это очень странная идентичность и ты равна раздражаешь там оба политических лагерей условных патриотов и и условных там либералов и мне кажется что там ну я почти уверен что современные там италии и франции и британии и сша быть поляризатора макси но это чуть-чуть нормальные все-таки чем в россии сейчас но ослиное упрямство это любимое мое сочетание слов и как бы мы можем перейти к дискуссии вопросам категорическим возражением репликам да наверняка др алексей где-то 50-х годах вышла такая небольшая книжечка бориса грушина с анализом логике капитала макс вот вы ее как-то осваивали тогда писали при условии я знаю о существовании не то чтобы я специалист по таким советским трактовкам я вот как бы про грушина я вряд ли что не связано я могу сказать я покажу вообще вот об этой советской традиции понимания до что конечно но понятно что какой-то момент об этом всерьез говорить и думать просто стало опасно а в конце двадцатых годов то есть по моему последний кто как-то всерьез диалектически размышляла вот если капитал применить мировой кризис капитализма прошел а мировой революции не случилось как же это объяснить был бухарин на мой взгляд это последний человек поток 6 десяток да все немножко начинает оттаивать для меня конечно не грушин а ильенков является главным таким вот советским понимать илим капитала и вот знаменитая работа да там в диалектической логики в капитале и дно у него такую вот ну как сказать я могу ошибаться но мне кажется это был самый крутой советский философ шестидесятых годов марксист и он единственный кто мог полемизировать например там с теми же новыми левыми на уровне там совершенно лет у сэра на уровне какой-то вот французские тогдашним если то есть вот если кто-то интересуется такой качественным таким пониманием советскую tale я рекомендовал прежде всего знаменитую работу ребенка в его книгу об идеальном в капитале да кажется так она называется где он прям вот как стоимость связано с идеальным там и тогда был целый номер журнала логос если кому то интересно лет 5 назад посвященную тулеген ко всем этим вещам что диме очень многие вещи узнал тогда оттуда да грушин был был в азию линда профессор такой знаменитый кто еще боюсь ошибиться было пара-тройка таких вот специалистов которые просто на мой взгляд хорошо разжевывать и вот и так вот как бы осуществляли этот канон то есть единственным с моей спорной точки зрения и вот творческим таким вот драматичным проблематичным диалектическим отношением капитала и понимания была книга ильенкова разогрева вопрос собственно то можете как 12 лет три тезиса вы сказать в чем актуальность капитала маркса сегодня но да конечно я могу сколько угодно тезисов и сказать на эту тему и если их суммировать да и вот просто какие-то поля нарисовать проблемные но мне кажется что действительно самые важные прогнозы маркса они и сбывались и сбываются это было что не очевидно например 80-х годах когда еще советская половину миру существовал совершенно не очевидно потому что говорили а где же вот это обнищание они там лучше все живут у них средний класс там расширяется там все скорее по кейнсу чем по марксу как-то идет особенно в скандинавии до и в канаде да и много где ещё до знаменитой работа кейнса на prada раньше написано там 40 годах мир наших внуков да ты открываешь да это капитализм и какой-то офигительный капитализм там все работают четыре часа четыре дня по четыре часа там вообще половина всего бесплатной автоматизации так думал один из самых крупных экономистов свое время в условиях конкуренции до между вот этими двумя половинами мирак стали сместите на мутировал в какую-то розовую социал-демократическую сторону то есть как бы это огромное количество для шантажа буржуазных лид в левых возникало поэтому люди которые об этом думали там в 70-х годах 20 века и могу указать что все идет не поможешь а когда рухнули планы мира когда она исчезла все очень так постепенно лет за десять до 15 пошло опять по марксу и мне кажется в 21 веке все это гораздо актуальнее но я привел бы один вот пример мне кажется из него можно домыслить легко о чем я говорю сейчас что сравните массовое выступление людей против системы против капитализма в шестьдесят восьмом году до насколько они рафинированные какие-то поэта философы саргона захвачена ситуция не ест и контркультуры по какой-то просто карнавалы праздник да а при этом от всеобщей забастовкой французы восстали там тогда и сравните то что происходит сейчас насколько это ближе к классическому капитализму даже сейчас во франции там желтый жилет 1848 году просто бензин дорогой там мало уже этого то что отменили на бензин до хотим уже другого хотим социализации там экономики свершено каких-то таких других других вещей то есть на мой взгляд маркс стал за последние 30-40 лет своих прогнозах гораздо актуальнее гораздо ближе потому что происходит касается и роста неравенства это касается и автоматизации его гениальных совершенно таких вот духе киберпанка прозрений про то что земля когда-то была основным ресурсом производств потом капитал стал основным ресурсов производства и в будущем какой-то момент макс пишет вот этому своем знаменитом отрывки о машинах фрагменте о машинах и в будущем всеобщей интеллект суммированный то он станет отдельным от человека все-таки это странно что у нас какой то кусок всеобщее интеллекта в голове что вы нигде в одном месте полностью не суммированы он будет суммировал будет запущен в производство и он станет станет основным ресурсом производства 300 абсолютный рецепт такой вот пост капиталистической пост товарный пост рыночной информационной экономики то есть новый брат это гениально хотя конечно моя мечта где они будут не сегодня прочитать лекцию на тему слабые недоказуемы и места в максе змеи в капитале это бы первая часть лекции а вторая часть лекции будет почему я остаюсь до сих пор левом и сторонником этих идей все равно если одной фразы говорить потому что мне кажется что все другие объяснительные концепты они еще гораздо слабее в них гораздо больше вот этих вот не доказуемых пить печей эти кого-то есть вопросы по мимо людей с конкретно подготовивших ся к дискуссии есть такие люди да конечно он записывал мир в котором нет социализм они конечно так да нет я не это хочу сказать я хочу сказать что пока существовало конкуренция мир был раскола была попытка строить какие-то альтернативные модели там в китае в советском союзе где угодно да все что происходит при подарили очень сильно то что марк сказать превращенные формы менялась усложнялась выглядела иначе не могло не соответствовать его очевидным прогнозам а в последнее время она стала в гораздо большей степени этому соответствует из его прогнозов о которых мы говорим следует некая то есть в чем его на таком самом вот если всё забыть нам бог с ней со стоимостью бог с ними с классами в чем его основной философский прогноз которые сформулированы капитале в других его аналогичных работах там рядом стоящих он состоит в том что человек это вид человек постепенно артикулирует и проявляет свою видовую общность впервые материально они под то есть ну как актуально они потенциально видовая общность человека реализуется в мировом рынке том что мы становимся все продавцами и покупателями чего-то это единая глобальная экономическая система это экономическая манифестация нашей видовой общности которые никогда не проявлялось нас тут стоит конкретно и на следующем уровне это видовая общность будет политически они экономически проявлено и манифестированной и это и будет коммунизм там бесклассовое общество экспроприации экспроприаторов и все эти вещи там единый план и так далее а в чем основная претензия макса секунду последняя скажу основе претензия маркса к экономике до что рынок это счетная система рынок от калькулятор он считает время сколько из нас кому сколько должен идете по улице у вас деньги в кармане что они означают а местные сколько вам на это улицы должны сколько вы можете получить там чего и рынок расчетная система и маркс считает то есть на в этом основы трудовой теории стоимости что это счетная система с априорной ошибкой что она всегда считает неправильно как только начнет считать правильно она перестанет быть рыночный станет плановой да потому что исчезнет вот сам этот иррациональный феномен там присвоение конфликта между ценностью и меновой стоимостью и так далее там было это хороший вопрос и мне часто его задают они у сложно отвечать и не специалист по китаю но что я могу сказать я буду говорил уже сегодня фамилию бухарин до в какой-то момент после смерти мало после окончания такого радикального периода они стали пользоваться это очевидно они этого не скрывают сами вот этими вот лекалами до бухарин который борется переходный период будет очень долгий нужен не рынок так сразу не там riot полной монополизация там где то не то это все естественным образом невозможно форсировать не надо вот головокружение от всех тех успехов и так далее то есть они воспользовались очень многими бухарин скими рецептами в таких представлений о том что будет некий долгий период перехода к пост капитализм они не торопятся и в этом смысле правильно делают при том что китаю можно высказать миллион претензии касательно там прав человека неравенство растущего внутри и так далее и так далее долгое время китай конечно был уже так привыкли это штамп и вот как очень часто какой-то штамп возникает и в этот момент это уже не совсем верно думать что да весь капитал там условного америк ведется зря ночью на весь труд в китае с просто америка это офиса китая the fabric of service остальный мир так как то между этими вещами но сейчас уже не совсем так потому что после мирового кризиса 2008 года они сделали ставку на развитие внутреннего рынка на то что все таки как можно больше для внутреннего рынка производить возник средний класс любой европейский город если вы приведете вы увидите как много там китайских туристов это значит средний класс есть и он растет и как бы ну по китайским масштабам там понятно по количественным а непропорционального весьма высокий социализм лет или что то другое то вопрос слов и можем назвать это как угодно это вот наиболее конкурентные сейчас по отношению к американской модели по ну как по росту экономики по темпу экономики структурный конкурент вот мира системе [музыка] да про прогнозы очень важно потому что конечно но это трудно не признать открываю меня есть про этого всех моих этих комментариях конечно есть большая очень разнится я соглашусь здесь с вами в некий два слоя в капитале до его аналитические вещи какие какие-то которые ну не знаю понимал тема спариваются там тот же какой-нибудь ультра либеральный там шаг от талии до который написал биографию макса он читает гениальным понимать илим вообще системы с одной сразу быстро но когда маркс переходит к прогнозам из капитале и где бы то ни было он конечно теряет существенную долю и существенную часть своей вот этой вот аналитической мощью сразу прощается в публициста сразу начинает нам рассказывать про страдающих на фабриках детей про то что очень просто эту кучку маленькую экспроприаторов экспроприировать трудящимся потушить их очень много недостаточно организоваться и так далее он сразу переходят из сферы научной доказательных довольно ответственной аналитики область такой публицистической пульту футурологии да то есть некоторые вещи ему очевидные но на самом деле он теряетесь как аналитик и превращается в такого вот дерзкого задиристого анти капиталистического анти буржуазного публицист это безусловно так и эту проблему осознавали сразу же все то есть первые же поколении там марксистов русских конце 19 когда они понимали что но вот детерминизма этого здесь нет на так сидеть в капитале все написаны капитализм дозреет все очевидно ничего там нет в этом смысле очевидно в этом очевидный водка гнить и вный скачок между анализом и прогнозам и и поэтому возникли все эти идеи там у лука чадов знаменитой его книги истории классовое сознание что нужно добавить к этому какую-то всю волю такую почти нет шанс кую нужен субъект политический там нужно культурная гегемония по грамши и так далее так далее так далее то о чем вы говорите я признаю что есть такая проблема и у макса его последователь разная степень убедительности между анализом и прогноз алексей я на самом деле тоже хотела задать вопросы сама себя записала в очередь вот он у меня как раз возник по результату дискуссии по поводу рецепции марксизма в советском союзе потому что мы очень часто да с нами случается такое ну очень многие задают логичный вопрос что же было в советском союзе почему карл маркс не предусмотрел да почему так произошло что виноват что ничего не уж дождя как как бы да и поэтому вот хотелось бы от вас услышать какой-то комментарий хотя это прозвучало что не так с советским марксизмом почему и вы воротите от него нос да им и справедливо может быть да и почему он вызывает такое отторжение а может быть с ним что то так а может быть что то kong не так с историческими условиями в которых советский марксизмом произрастал вот вы можете как-то прокомментировать да конечно но первое что я скажу что всегда хорошо знать кто виноват в том что у вас ничего не получилось да там все мыслят вы пытались все провалилось на верном маркс не так все написал в капитале вот чем дело это первое что касается советского марксизма но очевидно совершенно что начиная с 30-х годов он превратился в ритуальную просто практику какого-то повторение мантр просто но был страшно в серьезном ну главный такой специалист по марксу который опубликовал вот эту мою любимую немецкую идеологию самую важную для меня книгу макса в 30-х годах интересный момент даже та самая важная философская их маркс я никогда не читал ни ленин там не розы люксембург никто он просто не было опубликовано лежала в черновиках 30-х годах yurizan опубликует поэтому она начинает считаться переводиться там он остается фактом интеллектуальной жизни мира там в середине двадцатого века и потом уже много чего с нее начинается и рязанов да он был дух что сказать он был он погиб на допросе создатель института марксизма там я говорю об этом не просто идет какое-то уважение к этому человеку хотя она очень высокая а просто но вот это показательный премьер то есть начиная там условно говоря с какого-то плюс минус 30 года вы не могли всерьез об этом думать и разговаривать и без этого смогли как его проблемы на уж если вы там что-то свое мнение капитале имеет совсем решение на вас нарисован 60-х чуть чуть оттаяла это дало ильенкова ты говоришь советский марксизма что это такое для меняет ильенков 60 что там была и кто там еще не так уж много оригинальных авторов айзерман до вазелин но они все-таки такие качественные разжевывать или они не были какими-то инноватор применение оптики к тому что происходит мне трудно кого-то кроме ильенков назвать да и он довольно отвлеченный такой философ почему он не применял более прагматично к тому что происходит ну потому что тоже у него могла бы быть масса каких только что сложностей советской властью это отлично понимал поэтому даже его гениальные работы а капитале они такие очень вообще там что к идеальная как связана со стоимостью там тра-та-та как идеал заключён некоторым потенциальным образом в мире как труд это потенциальный период актуально и у меня к вам следующий вопрос правильно я вас понимаю мая что вы капитал маркса понимаете онтологически или с точки зрения знания они как логику то как анализируя лось александр зиновьев грушин щедровицкий весь приятно московском идеологического рушка с точки зрения восхождения от абстрактного к конкретному то есть с точки зрения методы его нет вы вы правы то есть опрос скажу да потому что ну как бы какая-то глубокая философская марксистская оптика она все таки на мой взгляд заложено в немецкой идеологией во-первых отчасти в критике гегелевской теории права который является тем более простым и внятным изложением того же что в немецкой идеологии говорится и и так далее и так далее да просто да скажите пожалуйста как вы могли прокомментировать но современное политическое положение но марксистских организаций там какие боли не знаю что я думаю о современных марксиста к принимать аналитикой в мире ну да ну какие там тенденции более сильные там троцкизм mowin там так далее где какие сильные давайте просто назовем какие-то точки роста которым можно как угодно относиться первых но что такое марксизма чисто бесконечно спорить да и вот как я привел с кличкой пример и так же и во всей политики бесконечно люди которые относятся к этой традиции обвиняют друг друга в предательстве интересов рабочего класса в недостаточном понимании марксистской диалектики и так далее так и любимое занятие борьба справляешься на втором месте на первом месте споры о том кто больше соответствует как бы там идеалам и стандартов но давайте в двух словах что конечно мутации китайской системы крушения советской системы даже для тех кто не очень симпатизировали вообще не симпатизировал советскому проект даже для таких марксистов были ну просто ударом мощнейшим самые тяжелые мрачные 10 лет в истории международных левых это где-то вот с конца 80-х по конца 990 а за что под конец истории все одну перестаньте пойти игрушки играть глобальный капитализм побеждает а чего вы ничего не будет нигде ничего не получилось из того во что вы верили потом происходит некоторое возрождение с какого момента и тут интересно тоже написать текст а там массовая вдруг всеобщей забастовкой во франции девяносто пятом году и вдруг какой-то ренессанс левых происходит сапатистской восстание в мексике 94 года который невероятно всех воодушевляют всех левых по всему миру что оказывается опять может быть партизанская война какая-то там против капитализма четвертый год никто уж не ожидал последний раз такой был в конце семидесятых никарагуа и так даль если говорить о реал политик каких-то ну соответственно переходите в антиглобалисты движение в нулевых годах соответственно превращается в оккупай повсеместный который был лет 5 назад и сейчас как это выглядит сейчас по-разному давайте только не будем обсуждать кто оппортунист кто настоящий марксист кто нет да давайте вот по само название люди которые относят к себе себя и политических каких-то групп влияет на движение лидеров очевидно в той или иной степени в более радикальной были уверены марксистской традиции к марксистскому целеполаганию марксистскому горизонту прогноза но это берни сандерс в америке на последних и даже имени между лично берни сандерс это можно спорить о том насколько он марксистом и кто я имею в виду его вот электоральную базу каждый пятый американец два года назад на последних американских выборах был готов проголосовать за сондерсу и если будем партия выпустил сандерса они клинтон он гарантированно по всем вопросам побеждал бы трампа то есть они не выставили одним партии сандерса потому что сандра социалисты марксист они предпочитали проиграть клинтон да и уступить и этот пост это кресло трампу на какое-то время нежели выпустить гарантированной победы и социалисты марксист то есть такого в америке американского опыта не было никогда каждый пятый человек поддерживает социалистического кандидат нужно это может быть какие-то там сто лет назад может быть во времена какого-то индустриального товарищ что рабочих там все романтичный что был такой или там опрос вот этот мерлина love знаменитого в прошлом году дело с мелина ла это люди которые родились там понятно который сейчас там от 20 до 40 то есть наиболее активные какое-то слой общества их про какой политической системе вы хотите жить 44 процента из них в америке мы хотим жить при социализме из них 7 процентов при полном коммунизме такого в американской истории обществ не было никогда я не пытаюсь сейчас приблизить вас к идее что завтра будет социалистическая революция в америке как раз марксистских позиций могу долго писать почему этого не произойдет но однако же да это факт у берни сандерс аналог того же самого с поправкой на немного другое устройство системы это джереми корбина в британии он глава оппозиции он всего лишь навсего лидер лейбористской партии да то есть второй по значимости углова позиции сейчас парламенте сказал до чего здесь марксистского однако же он вернул партию за последние пять лет ее марксистским корням к ее марксистским основанием она увеличила несколько раз свою электоральную базу там и так далее так далее он выступает с таких вот отчетливо демократическая социалистических позиций там вполне в духе такого западного марксизма вот если говорить о реал политик если вернуться в америку что не сказал важно и там ну ладно берни сандерс овощи широкая такое понятие ну вот совсем простой пример там есть движение демократических социалистов это совсем уж такое отчетливо и вот атаку марксизм наших дней ну а не за последние два года увеличили свою численность я кате рискую какой угодно восемь раз это о чем то говорит давайте по европе пройдемся быстренько там под демос в испании до это суши на новое вот социалистического типа движения которые там невероятно набрала улик аналогичные же не в греции сириза просто пришло к власти и получил вот эту вот проблему как в ситуации неолиберального совершенно там капиталистического и с рыночного частью которого вы являетесь да как какой-то состоящий из более или менее по марксисты мыслящих людей может вообще управлять страной а вот этот бесконечный набор компромиссов обвинений в предательстве там в перерождения и так далее отчасти может быть и справедливо части нет мы говорим сейчас не об этом мы говорим о степени электоральной поддержки этих людей и этих идей из греции они просто пришли к власти и и второй раз остались вот были перевыборы до знаменитой после кризиса и с евросоюзом власти ну вот то есть восточной европе сушеного не чувствуется в россии тоже с этим там большие сложности но в западной европе в америке ну да или вот там еще приведу пример победил новый президент мексики до он марксисты социалист друг этих самых сапатистов и так далее он победил у них так устроена система летом а президентом останется января он обещает там невероятные какие то вещи вообще сушим другую классовую архитектуру совершенно непонятно как он будет это делать потому что ну там есть и какой-то лобио наркомафии и просто у буржуазии так далее так далее но он такой левак харизматичный такой вот уравнитель марксист социалистам будет руководить ближайшие четыре или сколько они там избирают президента страной а вот и зато может ничего не получиться что-то получится но это вот факт политики на данный момент мы конечно могли бы говорить о каких-то более отчетливо к таких группах что где-то иски к небольшие троцкистские движения небольшие там малые ские партии я хотел бы об этом говорить меньше потому что все же это такая очень суд культурная жизнь когда вот у нас там пара тысяч активистов мы там тусуемся концерты проводим что-то защищаем пеките руин изучаем там и так далее тоже очень интересный можно также эти классные полно таких знакомых по всему миру не в этом дело хочется говорить отвечая на ваш вопрос о каких-то по-настоящему широких вещах ареал полетит о чем-то за что голосуют миллионы людей современными скажите пожалуйста почему в россии составит кризис марксистской идеи нет никаких организации это крупных кружков и почему сейчас так упадке хорошо спасибо у меня просто же был вопрос что происходит с левыми в россии и можете подсказать еще какой-то ресурс интеллектуальной которым можно обратиться по моему с этим тоже большая чем проблема я пока с возрождением каких-то мероприятий организовали левые не знаю что такое кризис это по разному можно понимать знать как этот китайский иероглиф вот он обозначает кризис он состоит из двух других rublev of это опасность сверху и возможность по чертой ниже и но до в россии сложно и везде на постсоветском пространстве сложновато что во первых здесь у всех культурных нормальных людей аллергии на это все помнит субботник партсобрание кпсс никто не может этого слышать ничего подобного даже отдаленно напоминающего просто всех сразу включается паралич какай-то что что угодно может объяснять мир что угодно может мобилизовать людей только не это и это проблема этих обществах проблема там всех этих там например постсоветских революций там украинской революции так далее то что там вот как бы левые не представлены нигде потому что ну вот как бы до аллергические то есть так то есть вся весь протест против систему таки это все же иные здесь форма принимают националистические какие-то там религиозные каких буду еще и так далее даже требовани какой-то большей справедливости она согнув как-то фиксируется вот очень часто на языке правах это серьезная проблема постсоветской травмы постсоветской аллергии на все что связано с марксизмом и так далее и так далее одна из причин по которой мы делаем в котором мы делаем этот киноплексе не марксизм в том что есть до сих пор приз снимаются и раньше .

основной капитал и основные фонды

image elementor-testimonial-image-position-aside»>

Финансовая грамотность. Формула богатства. Предприниматель. Основатель «Клуба миллионеров». Время миллионеров.
.

основной и дополнительный капитал

снимались там есть много очень фильмов марксистских левых и так далее это не прошла это не ушло это воспроизводящая традиций атом магния актер луи гаррель на днях говорит я фанат ленина троцкого все было правильно классно это немножко местных фанаток лилой горели ставит в тупик они чего угодно ожидали от него только не это вы и так далее что касается какие-то каких-то конкретных точек роста ну не знаю там если говорить о международных вещах то например это джака бенда великолепный марксистский ресурс нью-йорке его делают ну на английском языке он пожалуйста можно и издательство марксистско самое главно верно это джерси на там журнал возможно это юлия в трою знаю хотя есть много всего остального и какие-то верхушки вот здесь пике просто называю в россии ну сложно я создавал какие-то китайские группы есть и не марксизм есть движение там рсд она не представляется мне массовом и политически влиятельным но она представляется мне очень качественным на уровне рефлексии на уровне людей и так далее российское социалистическое движение но хотела бы наверное тоже реал политик заниматься навсего отсутствие ресурсов она как раз очень часто занимается теории переводами какими-то такими это вот так тусовка таких марксистов умников и молодых людей с отсутствующие как правило молодых людей с отсутствующей вот этой вот аллергией постсоветской на эти вещи и так далее вот не то чтобы вопроса так небольшой комментарий я родился в 1957 году так что прошел а и октябрятскую пионерская комсомольскую организацию и изучал историю партии в институте и сдавал экзамен по научному коммунизму если взглянуть на тот строй который был в советском союзе то я сильно сомневаюсь что его можно назвать социализмом общему в османской империи на примерах все тоже было общему приближалась султану там же нельзя сказать что это было социализм тоже можешь хотя раз пилота производства немного другой был а распределить распределите системой в средневековом китае то что было в советском союзе по моему следует назвать государственным капитализма это одна из один из марксистских от это я конечно выступает государство но государство эта абстракция так и гураль этом месте говорил еще конкретные люди вот эти вот конкретные люди им показалось мало того что они имеют в рамках распределительной системы можно сказать что советская экономика была прийти была разрушена изнутри приватизированную причём она разрушалась на уровне например зал магазов базы который придерживал дефицит и создавал так сказать свой мелкий капитализм внутри внутри по этому поводу еще в начале 80-х годов была статья в литературной газете где как раз описывалось такая система что частный предприниматель существует внутри капитализма то есть социализма причем он существует благодаря социалистической системе производства и не может существовать вне ее тоже самое можно сказать например тех великих экономистов которых безмозглый был ты называешь себя либералы мой молится на мордатого и горку не достоин звания фамилия гайдара чубайса которые считают великими экономистами сущности они были прихватизаторов никак было замечено то есть таким образом советская экономика рухнула изнутри и растащили на куски а вот макса мог бы предполагать возможность гибели того что называется социализмом изнутри как говорится все растащили по мешкам и все разбежались макс что угодно наверно мог бы предлагать я отвечу очень коротко наверно маркс вел бы и так степени продуктивности экономики и развитие способа производства который позволяет или не позволяет делать такие политические вещи что касается вашего замечания я вспомнил ли этого сразу ему говорили вот играл я всегда был коммунистом настоящим ему каждого коммунистам антисоветчиком а это был не социализм это был государственный капитализм это такой вот был его любимый ответ и если говорить о какой-то марксистской рефлексии да есть ну там наверное три основных ответа на тот чем был советский союз что это был государственный капитализм который так и не перешел на уровень социализации экономики которые предполагали классики что это была деформирована и рабочая государства как троцкий считал вот который такой недостроенный какой-то социализм в котором все время назревала возможность реванша этот реванш в итоге произошел бюрократии превратилась буржуазию или какие-то малайские концепты тоже что нет все что более-менее правильно до 60-х годов как раз образуя зевание накопление какого-то подкожного жира который потом превратился в динамит и взорвал систему оно началось в 60-х годов там с реформ хрущева и так далее тоже довольно популярное для многих точки зрения вот три основных марксистских концептом неизвестных о том что такое советский период спасибо большое .

Миллиард новостей о полезном
успешное инвестирование, правила инвестирования, виды инвестирования.
анализ фондового рынка, характеристика фондового рынка, инвестиционный фондовый рынок, развитие фондового рынка
финансовые активы, стоимость активов, капитал активов, денежные активы, формула активов
использование капитала, основной капитал, собственный капитал, актив капитала, виды капитала
биржа ценных бумаг, рынок биржи, фондовая биржа, биржа валют, биржа денег.
развитие финансового рынка, мировой финансовый рынок, виды финансовых рынков
рынок облигаций, ценные облигации, доход облигации, виды облигаций
рынок ценных бумаг, виды ценных бумаг, биржа ценных бумаг, портфель ценных бумаг
источники доходов, виды доходов, поступление доходов, доходы рынка, пассивный доход, активный доход
вложение денег, большие деньги, функции денег, заработок денег
рефинансирование кредита, суть кредита, история кредита
качества успешного человека, развитие, привычки, навыки, деятельность